Обмен и возврат товара надлежащего качества (не имеющего дефекта/брака)
«Покупатель всегда прав!» — эта та фраза, от которой радуются покупатели (иногда даже злоупотребляют), и которой тихо побаиваются продавцы. Однако существование Закона «О защите прав потребителей» сглаживает и устанавливает некое равновесие в интересах обеих сторон.
Речь в данной статье пойдет о возврате непродовольственных товарах надлежащего качества, т.е. товаров без каких-либо недостатков.
Зачастую бывает так, что вы приобрели товар, а придя домой, обнаружили, что он не подходит вам по каким-либо параметрам. Что же делать в таком случае?
Статьей 25 Закона «О защите прав потребителей» предусмотрено, что покупатель (потребитель) вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был ранее приобретен. Но обменять приобретенный товар можно только в том случае, если не подошел:
- по форме
- по габаритам
- по фасону
- по расцветке
- по размеру
- по комплектации
Обмен такого товара можно осуществить в течение 14 дней, не считая дня его приобретения.
Также стоит отметить, что обмен проводится только в том случае, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. При наличии вышеуказанных признаков до возврата товара продавцу наши специалисты рекомендуют покупателю (потребителю) привести товар в состояние и вид, максимально соответствующие тому, что был на момент его приобретения (передачи товара покупателю). В противном случае, покупателю (потребителю) придется доказывать, что товар в употреблении не был.
Отсутствие у покупателя (потребителя) товарного или кассового чека или иного платежного документа, не лишает его возможности доказывать факт приобретения конкретного товара и у конкретного продавца при помощи свидетельских показаний. Более того продавец, в силу своей обязанности соблюдать установленные правила ведения учета и документооборота, имеет в наличии сведения (копии чеков или иных платежных документов) о приобретении/продаже конкретного товара потребителем.
Многие часто путают положение закона об обмене товара надлежащего качества с правом покупателя (потребителя) вернуть не понравившийся или не подошедший ему товар в течение 14 дней с момента покупки и получить денежные средства обратно. Такое право законом «О защите прав потребителей» покупателю (потребителю) не предоставлено.
Однако в случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения покупателя (потребителя) к продавцу с заявлением об обмене товара, то потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы, которую продавец обязан ему вернуть в течение 3-х дней со дня возврата этого товара.
Эти моменты важно учитывать, если Вы собрались вернуть не подходящий Вам товар продавцу по данному основанию.
При намерении расторгнуть договор розничной купли-продажи товара Вам необходимо письменно предъявлять продавцу требование именно о возврате денежных средств в связи с отсутствием у продавца аналогичного товара, подходящего Вам по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации, другими словами, вы сначала требуете у продавца принять обратно не подошедший товар и передать вам аналогичный товар с иными подходящими Вам характеристиками, а в случае его отсутствия — вернуть денежные средства.
Следует отметить, что зачастую продавцы стараются не вступать с покупателями (потребителями) в конфликт по вопросу замены товара или возврату денег, а сразу предлагают удовлетворить требование о возврате денежных средств. Но во избежание неприятных и непредвиденных ситуаций юристы Правового Стандарта рекомендуют Вам все же письменно обращаться к Продавцу с требованием о возврате денежных средств за товар именно в связи с тем, что он Вам не подошел, а у Продавца на момент Вашего обращения отсутствует подходящий аналог.
Дополнительно статья 25 Закона «О защите прав потребителей» обязывает Продавца (в случае если Товар не подошел покупателю) по соглашению с потребителем обменять товар надлежащего качества при поступлении аналогичного товара в продажу в будущем, о чем продавец обязан незамедлительно сообщить покупателю (потребителю).
В таком случае покупатель (потребитель) так же обязан обратиться к продавцу в течение 14 дней с момента приобретения товара, при этом обмен товара может затянуться и на более длительный срок, который законом не ограничен. При длительной задержке поступления аналогичного товара, покупатель (потребитель) вправе изменить свое требование об обмене товара и потребовать расторжения договора розничной купли-продажи и возврата уплаченных за товар денежных средств в течение 3-х дней.
Отдельно следует отметить, что не все непродовольственные товары надлежащего качества подлежат обмену и возврату по основаниям, указанным в статье 26 закона «О защите прав потребителей». Перечень таких товаров, утвержден Правительством Российской Федерации.
В настоящий момент в перечень таких товаров, не подлежащих обмену и возврату, входят:
- Товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях;
- Предметы личной гигиены;
- Парфюмерно-косметические товары;
- Текстильные товары, кабельная продукция, строительные и отделочные материалы и другие товары, отпускаемые на метраж;
- Швейные и трикотажные (бельевые и чулочные) изделия;
- Изделия и материалы, контактирующие с пищевыми продуктами, из полимерных материалов, в том числе для разового использования;
- Товары бытовой химии, пестициды и агрохимикаты;
- Мебель бытовая (мебельные гарнитуры и комплекты);
- Изделия из драгоценных металлов и драгоценных/полудрагоценных камней;
- Автомобили, мотоциклы, велосипеды, прицепы, прогулочные суда и иные плавсредства бытового назначения;
- Технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки;
- Гражданское оружие и патроны к нему;
- Животные и растения;
- Непериодические печатные издания, в том числе на технических носителях информации.
Вернуть денежные средства, уплаченные за вышеуказанные товары можно только в случае наличия в таких товарах недостатков.
Подведем итоги:
- Товар надлежащего качества, но не подходящий по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру и комплектации, подлежит обмену;
- Не подлежат обмену по указанным основаниям товары надлежащего качества, указанные в Перечне таких товаров;
- Обмен не подходящего товара возможен в течение 14 дней со дня его приобретения
- Обмен товара возможен только в случае его неиспользования и сохранности упаковки в первоначальном виде;
- В случае отсутствия у Продавца аналога обмениваемого товара, Покупатель имеет право вернуть такой товар и получить уплаченные за него денежные средства;
- При возврате товара Продавцу, уплаченные денежные средства за приобретенный товар возвращаются Покупателю в течение трех дней.
Оcтавить комментарий